Все трын-трава
Таинственная "трын-трава" — это вовсе не какое-нибудь растительное
снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась
"тын-трава", а тын — это забор. Получалась "трава подзаборная", то есть
никому не нужный, всем безразличный сорняк.
Всыпать по первое число
Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю,
независимо от того, кто прав, кто виноват. И если "наставник"
переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа
следующего месяца.
Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе.
Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" — старинное военное
стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная
болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего! |
Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным,
беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно
"казанская"? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания
Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными
русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на
свое сиротство и горькую участь.
Непутевый человек
В старину на Руси "путем" называли не только дорогу, но еще и разные
должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой,
путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре
всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь —
должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались:
непутевый человек.
Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно
связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного
провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой
наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под
свист и насмешки уличной толпы.
Водить за нос
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было
связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в
нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая
обещанием подачки.
Козел отпущения
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История
этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения
грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым
как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла
изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а
выражение все живет.
Точить лясы
Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка.
Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала
"точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как
балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени
становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую
болтовню.
Тертый калач
В старину действительно был такой сорт хлеба — "тертый калач". Тесто
для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался
необыкновенно пышным. И еще была пословица — "не терт, не мят, не будет
калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от
этой пословицы.
Зарубить на носу
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким —
согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с
собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом
выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом"
называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом
неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с
помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.
Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном
представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера)
результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица,
пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел,
получал это напутствие, "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть
твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы
останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!" На что добытчик, чтобы
тоже не сглазить, отвечал: "К черту!". И оба были уверены, что злые
духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и
отстанут, не будут строить козней во время охоты.
Бить баклуши
Что такое "баклуши", кто и когда их "бьет"? С давних пор кустари
делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку,
надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши
поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее
особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить".
Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — "баклушечниками",
и пошла наша поговорка.
Втирать очки
Как очки можно "втирать"? Куда и зачем? Очень нелепо выглядела бы
такая картина. А нелепость происходит потому, что речь тут идет вовсе не
об очках, которые служат для исправления зрения. Есть и другое значение
слова "очки": красные и черные знаки на игральных картах. Есть даже
азартная картежная игра, так и называемая — "очко". С тех пор, как
существуют карты, были на свете и нечестные игроки, шулера. Они, чтобы
обмануть партнера, пускались на всякие фокусы. Умели они, между прочим,
незаметно "втирать очки" — превращать семерку в шестерку или четверку в
пятерку, на ходу, во время игры, вклеивая "очко" или замазывая его
особым белым порошком. И выражение "втирать очки" стало означать
"обжуливать", отсюда родились и другие слова: "очковтирательство",
"очковтиратель" — ловкач, который умеет приукрасить свою работу, плохое
выдать за очень хорошее.
После дождичка в четверг
Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного
бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели
— четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен
латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в
засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в
"свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными,
то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что
неизвестно когда исполнится. |